В последние десятилетия, в связи с широким распространением компьютерных технологий, в мировой археологии все чаще применяются трехмерные 3D реконструкции. Примеров таких реконструкций много: это и Byzantium 1200, и Воссозданная Александрия, и Rome Reborn и многие другие. Есть примеры 3D реконструкций и Херсонесских объектов, хорошо всем известных.
Однако мы хотим рассказать не о самих 3D реконструкциях, а о их демонстрации.
- Чаще всего трехмерные реконструкции, созданные в 3D-редакторах: таких как Autodesk 3DS Max, AutoCAD, SketchUp, Blender и других, на выходе оказываются снова двухмерными. Выбрав наиболее удобный ракурс, автор делает снимок (скриншот) объекта и потом этот снимок публикуется в научных статьях и показывается в презентациях на научных конференциях. Таким образом, зритель видит лишь малую часть того, что может показать 3D модель.
- Следующим шагом в демонстрации 3D объекта является видеоролик: в течении какого-то времени камера, направляемая режиссером, облетает реконструкцию и показывает 3D объект более полным образом. Но маршрут здесь запланирован, и зритель является пассивным лицом.
- Еще большим шагом в сторону более полного осмотра 3D объекта и активности зрителя является игровой движок, такой как Unity 3D и Unreal Engine. Игровой движок — это компьютерная программа, позволяющая зрителю самостоятельно передвигаться по объекту с помощью специальных клавиш на клавиатуре или джойстика. Применяется в основном в игровой индустрии, но с успехом может быть задействована в демонстрации историко-археологических 3D объектов.
- Однако, во всех вышеперечисленных способах нет того, что мы создаем, а именно механизм полного погружения в 3D реальность. Надевая шлем виртуальной реальности, вы оказываетесь внутри реконструкции. Перед вами уже нет экрана, пространства между вами и экраном, людей и предметов, которые окружают вас в реальности. Есть только реконструкция с соответствующим окружением, светом и звуками. Это оптимальный способ продемонстрировать 3D объект.
Нам, как авторам, создающим 3D контент, виртуальная реальность (VR) позволяет представить масштабы и пропорции реконструируемых объектов, уточняя их размеры и детализацию. Такой метод работы позволяет повысить научную ценность реконструкций.
Но большее значение, на наш взгляд, эта технология имеет для посетителя музея. Она даст наиболее полное представление об археологическом объекте, от которого в реальности мало что осталось. Она позволяет взаимодействовать с объектом, брать в руки, осматривать со всех сторон объект, если это небольшая вещь. Если это архитектура, то передвигаться в любом направлении в рамках представленной сцены. В музее для внедрения VR-технологии потребуется совсем не много места и средств, которые вполне могут окупиться платным доступом.
Как это может выглядеть: человек в шлеме с джойстиком, экран, ассистент, пространство 2х2 метра. Экран позволит привлечь внимание других зрителей и сориентироваться ассистенту, в случае необходимости дать подсказки или помочь зрителю. Вокруг могут стоять экспонаты с настоящими находками, модели которых человек видит в VR шлеме.
На нашем сайте вы можете ознакомится с применением VR-технологий для демонстрации 3D реконструкций на примере созданных нами объектов Херсонесского заповедника и не только. Конечно, наши приложения еще требуют доработок и, в связи с этим для нас очень важно мнение специалистов. Мы готовы исправить то, что идет вразрез с научными взглядами в наших реконструкциях, чтобы модели были достойны демонстрации в научных учреждениях.